Иногда, когда я рассказываю о том, кем работаю, и о том, кто такой коуч, мне задают вопрос: «Хорошо, я понял, что ты ничему не учишь, не даешь советов и рекомендаций. Только тогда непонятно зачем коучинг консультация вообще нужна?»
Предлагаю поразмышлять над этим вопросом.
Сразу обозначу, коучинг не работает с проблемами. Перосональный коуч работает с задачами.
Коучинг не работает с прошлым. Коуч работает из настоящего в будущее.
Человек обращается к коучу, когда у него есть задача, которую он хочет решить, цель, которую он хочет достигнуть. Причем сделать это максимально быстро и эффективно. То есть, когда он нуждается в изменениях. А потребность в изменениях присутствует лишь тогда, когда старые модели и алгоритмы перестали быть эффективными.
Сейчас кругом говорят о нейронных сетях, нейрофизиологии, нейропластичности. Давайте затронем немного эту тему.
Каждый человек рождается с множеством нейронов, но с очень небольшим количеством связей между ними. При взаимодействии с окружающим миром через органы чувств в наш мозг поступают импульсы. Эти импульсы прокладывают нейронные пути, по которым в будущем другие импульсы побегут проще и быстрее. Повторение ситуаций усиливает связь между нейронами. Это же происходит благодаря действию нейромедиаторов и гормонов при проживании сильных эмоций.
Таким образом, устойчивые нейронные связи в нашем мозге формируются:
Постепенно – посредством многократного повторения;
Одномоментно – под воздействием сильных эмоций.
По мере взросления человека таких путей становится все больше, а связи между ними мощнее. Те, что не используются, в свою очередь, ослабевают и исключаются.
Так постепенно создается уникальная нейронная карта, через призму которой человек воспринимает окружающий его мир. Поэтому шутка, что реальности на самом деле не существует, а сумасшедшие – это люди, которое не смогли доказать реальность своих миров, не так уж далека от правды. Человек интерпретирует объективно происходящие события через призму своего субъективного опыта, через свою карту.
Любой возможный опыт, задачу или проблему мы интерпретируем через призму своего понимания.
Очень часто это происходит неосознанно: стимул – автоматическая интерпретация и реакция. Выбора не делается. И это важный момент!
Благодаря формированию устойчивых нейронных связей, мы способны действовать в автоматическом режиме. И это самый эффективный режим! Ведь когда мы думаем, процесс деятельности очень замедляется. Наша префронтальная кора способна работать с очень маленьким объемом информации, а потребляет при этом колоссальный объем энергии.
Достаточно вспомнить, как происходит процесс обучения вождению автомобиля. Первое время мы осознанно, очень сконцентрировано выполняем все действия: переключаем скорости, нажимаем на педали, включаем поворотники, следим за дорожной ситуацией, знаками, разметкой. За полчаса такой езды человек очень сильно устает.
А что же мы видим через некоторое время? Навык становится автоматическим. Человек даже не задумывается обо всех этих действиях. Опытный водитель способен во время езды параллельно делать много других вещей: вести диалог, слушать аудиокнигу, учить язык и т. д.
Потому что, выполняя привычную нам деятельность, импульсы проходят по «хорошо асфальтированным» нейронным путям. Наш мозг работает в автоматическом режиме. Жизнь взрослого человека в очень многих аспектах состоит из такого хождения по проложенным дорожкам. Мы ежедневно делаем множество вещей, даже не задумываясь о них.
Природа мудра. В автоматическом режиме мозг потребляет 9% всей энергии, а как только мы начинаем думать, то расход повышается до 25%. Поэтому задача системы – экономить ресурсы. Вдруг завтра еда закончится!
Поэтому ограничение или вовсе избегание сложной интеллектуальной деятельности, размышлений, сложных вопросов к себе – абсолютно оправдано и логично. Так система эффективно работает, ресурсы тратятся оптимально. Это все замечательно, но только до тех пор, пока не наступает время перемен. Источник их может быть разный:
Внешняя среда. Ввели изменения в законодательстве и нужно адаптироваться к ним; вырос ребенок, уехал учиться в другой город и жизнь потеряла прежний смысл, нужно искать новый; сменился должностной функционал; на рынок пришел новый крупный игрок и т. д.
Внутренние мотивы: хочу зарабатывать намного больше, хочу меньше работать и больше уделять время себе и близким, хочу больше путешествовать, хочу выйти из оперативного управления, хочу вывести компанию на новый уровень, масштабировать бизнес и т. д.
Одним словом, что-то происходит, и человек оказывается в ситуации, когда прежние алгоритмы, убеждения, сценарии, способы поведения, а может и мышления, коммуникаций устарели и перестали быть эффективными. Иногда – стали вредными, небезопасными, а новых нет.
В этой ситуации на помощь приходит такое свойство как нейропластичность. Человеческий мозг имеет свойство меняться под воздействием опыта, а также восстанавливать утраченные связи в качестве ответа на внешние воздействия.
Это свойство открыто совсем недавно. Раньше считалось, что структура мозга остается неизменной после того, что сформировалось в детстве. Наверняка, вы слышали утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются? Так вот – это не так! Мозг сохраняет свою пластичность, способность к изменениям даже после периода детства. Хотя этот процесс идет гораздо сложнее, а масштабы изменений не настолько колоссальны, как в детстве.
Именно благодаря нейропластичности – процессам возникновения/разрушения связей – мы можем обучаться. Причем процесс этого обучения идет на неосознанном уровне. Наша сознание, как правило, в этих процессах не участвует, то есть связи перестраиваются без нашего целенаправленного вмешательства и даже без понимания этих вещей.
Вспомним слова великого Эйнштейна: «Вы не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме». То есть невозможно что-то изменить, ничего не меняя. А для того, чтобы понять, какие из алгоритмов морально устарели, какие убеждения, установки препятствуют либо ограничивают достижение цели, нужно отключить автопилот, автоматическое поведение, и включить ручное управление – осознанность. В автоматическом режиме мозг уже проложил пути. Но это не значит, что они верные или актуальные. Часть из них чужие, часть –устарели. Для изменений нужны новые.
Отключить автоматический режим самостоятельно крайне сложно, а порой и вовсе невозможно. Именно поэтому сильные изменения в жизни человека являются чаще результатом посттравматического роста («оттолкнуться от дна»), а не результатом целенаправленной работы над собой.
Коучинг же, как метод работы, идеально подходит для изменений именно эволюционного характера. Это когда не обязательно «достигать дна». Коуч помогает включить сознание, заставить мозг думать в нужном направлении, провести инвентаризацию и анализ картины мира, спланировать шаги, подкреплять желаемое поведение, формируя те нейронные связи, которые нужны. Не пуская этот процесс на самотек.
Сильные вопросы коуча провоцируют очень глубинные процессы в мозге. Очень важно при этом сочетание рационального и эмоционального аспекта. Это нейротрансмиссия. Мозг, стимулированный вопросами, начинает искать варианты решения, искать устаревшие связи, какие убеждения не его, какие они вообще есть, какие из них мешают, ограничивая движение к цели, думать над альтернативными вариантами, имеющимися ресурсами.
Например: человек хочет добиться успеха, организовав свои проект. Приходит к коучу и в процессе работы находит у себя убеждение, что быть на виду, быть успешным и богатым небезопасно и стыдно. Оно внушено ему с детства. И вступая в конфликт с целью, делает ее достижение затруднительным или и вовсе нереальным. Коуч помогает клиенту найти такого рода ограничения и проработать их. Клиент формирует новое убеждение, которое будет поддерживать его в процессе достижения цели.
Важно понимать, что коучинг не направлен на то, что развеивать убеждения, заменять отжившие себя алгоритмы, перестраивать нейронные связи. Задача коуча: помочь клиенту выявить их, осознать и взять на себя ответственность за изменения. Человек сам решает, что ему нужно изменить, зачем и как он будет это делать.