«Вас цинично дурят - а вы не знаете». Как выбрать коуча и не пожалеть

Понятие «инфобизнес» стало ругательным. Под ним все чаще подразумевают некачественный продукт, и для этого есть все основания. Многие ошибочно относят к инфобизнесу и коучинг. И так же негативно на него смотрят. 

Неудивительно: стоит ввести в поисковике «как стать коучем» — и вас одарят списком «работающих» вариантов. От рекомендации прочитать несколько книг до двухдневных или (реже) более длительных курсов. Существует множество людей, которые учат других коучингу, сами не работая при этом коучами! И вот когда их «выпускники» выходят на рынок, зачастую не имея ни должного опыта, ни элементарной базы — начинают страдать клиенты. Собственники бизнесов, руководители, управленцы. Можно ли проверить компетенции коуча за 10 минут? Да.

Но для этого нужно понимать путь, который проходит специалист, прежде чем называть себя профессионалом.

I. ОБУЧЕНИЕ

Коучингу не научат на экспресс-курсах. Как и в школах, нацеленных на подачу «широкого» спектра знаний. Базовый курс в школе, где я обучалась, длился 8 месяцев. И это были месяцы непрерывной, интенсивной работы. Не представляю, как такой объем информации можно освоить за несколько месяцев, не говоря уж про недели или дни.

Длительное обучение позволяет не просто сформировать представление о методе, освоить базовые модели и инструменты, но и приобрести ценные навыки и компетенции.

ВАЖНО: Обучение должно проходить оффлайн. Онлайн-курсы лишают учащегося возможности наблюдения и полноценной практической отработки материала. Например, освоения психогеографии. Сидя перед монитором невозможно наблюдать как нахождение человека в пространстве, расположение относительно других присутствующих, влияет на его поведение и группу в целом. Также при работе онлайн нет возможности отработки навыка наблюдения и интерпретации поведенческих и телесных реакций клиента. А они порой несут больше информации, чем то, что он говорит.

Поэтому: базовое обучение – офлайн и не менее 6 месяцев.

Коучингу не научат на экспресс-курсах

II. ТРЕНИРОВКА «НА КОШЕЧКАХ».

Прежде чем идти в бой, нужно потренироваться. Инструменты и техники отрабатываются на практике. В роли «кошечек» выступают одногруппники. Реже – друзья, коллеги и все, кто не успел убежать.

Оптимально, если обучение проходит в присутствии супервизора – более опытного, уже практикующего сертифицированного коуча. Но таковых на всех не хватает, поэтому чаще эту роль играет такой же слушатель курса.

В моей школе практическая отработка проходила в тройках: коуч, клиент и наблюдающий. После коуч сессии – следовал разбор: обратная связь по чек-листу, отмечалось, что получилось хорошо, определялись зоны роста. Потом мы менялись.

В этом процессе огромное значение играет то, что будущий коуч оказывается и в роли клиента. Это дает возможность прочувствовать на себе действенность индивидуального коучинга и эффективность техник, понять, как они работают, какие процессы и состояния запускают.

Если возникали вопросы и спорные моменты, они обсуждались с преподавателем или на учебной супервизии. Супервизия — это форма повышения профессионального мастерства через взаимодействие с более опытным, специально подготовленным коллегой. У нас супервизии проходили в групповом формате.

Поэтому: прежде чем начинать работу с клиентами, у коуча должно быть не менее 100 часов таких тренировок, а также опыт работы с супервизиром.

III. СЕРТИФИКАЦИЯ

Обычно обучение заканчивается экзаменом и выдачей сертификата. Школы, дорожащие своей репутацией, относятся к этому с полной серьезностью. Хотя, вынуждена признать, что это редкость.

Для множества школ высокий уровень компетентности выпускников не является приоритетной задачей. И сертификаты выдают всем, кто дошел до конца. Думаю, все понимают «ценность» такого сертификата.

Но в любом случае, наличие сертификата уже о чем-то говорит. Как минимум о том, что человек прошел весь процесс, отработал необходимое количество теоретических и практических часов. Невозможно сидеть год на занятиях, практиковаться и выйти при этом «нулевым».

Поэтому: к специалисту без сертификата идти точно не стоит! Но и того, у кого он есть, нужно проверять по другим критериям.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ

После того, как начинающий коуч успешно прошел сертификационные испытания, самое время задуматься о дальнейшем профессиональном пути.

В этот момент происходит выбор специализации.

  • Это будет индивидуальный коучинг или групповой?

  • Если индивидуальный, то это лайф-коучинг, бизнес-коучинг или коучинг первых лиц?

  • Какова моя целевая аудитория? С кем я хочу работать?

  • В какой сфере лежат запросы моих клиентов? Какие у них «головные боли»? Чем я им могу полезен?

  • Как мне «достучаться» до этой аудитории, чтобы они воспользовались моими услугами?

Составляется план дальнейшего развития в выбранном направлении.

На этом этапе коучу необходимо развиваться как минимум в трех векторах:

  1. овладение коучинговыми компетенциями и техниками, наращивание профессионализма в рамках выбранной специализации;

  2. поддержание на высоком уровне знаний, умений и навыков в выбранной сфере (например, менеджмент, продажи, работа с выгоранием и стрессом, управление организационными изменениями и т.д.);

  3. маркетинг, продвижение своих услуг. Это необходимо, чтобы обеспечить себя необходимым количеством клиентов. Если бюджет позволяет, то выполнение части работ, например, настройку рекламных кампаний, можно отдать на аутсорсинг. Но стратегия, подбор исполнителей, постановка им задач и контроль, оценка эффективности – в любом случае будут на коуче.

Поэтому: Коуч должен уметь управлять своей карьерой. Применять системный подход, фокусироваться, расставлять приоритеты, планировать свое время и эффективно им распоряжаться. Если он это делает — это уже говорит о качестве его услуг. Не верю, что человек, который не может упорядочить и «настроить» свою жизнь, поможет структурироваться другому человеку. Это как если бы бизнес-тренер для руководителей был человеком, абсолютно несведущим в бизнесе.

V. НАСТАВНИЧЕСТВО

На первых порах желательно, чтобы у коуча был наставник. Человек, который уже прошел аналогичный путь и готов делиться опытом — успешным и не очень. Наставник дает коучу поддержку, помогает избегать типичных ошибок.

На данный момент институт наставничества активно развивает Ассоциация русскоязычных коучей (АРК). Если коуч является ее членом, то имеет возможность подать заявку на подбор наставника.

Поэтому: Коуч, не изучающий чужой опыт, своих шишек набьет гораздо больше. А заодно — и своему клиенту.

Коуч, не изучающий чужой опыт, своих шишек набьет гораздо больше

VI. ИНТЕРВИЗИОННАЯ ГРУППА

Важный формат профессионального развития. Это обмен опытом, разбор сложных случаев, отработка техник, поиск решений в среде коллег, равных по опыту, статусу. Такой формат способен обеспечить сильную поддержку, предотвратить профессиональное выгорание. Не зря он рекомендуется выпускникам коучинговых школ сразу же после окончания.

Интересным аналогом такой работы может быть регулярное проведение в среде коллег мастермайндов, фасилитаций и т.п.

Поэтому: Умение выстраивать отношения с коллегами, говорит о том, что коуч способен работать в позиции равнозначности. А это основная составляющая его профессиональной компетентности.

VII. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Участие коуча в ассоциациях, профессиональных сообществах, клубах — всегда хорошо. Это крайне важная вещь в любой сфере занятости, а если речь идет о самозанятости, то ее ценность возрастает в разы.

Поэтому: посмотрите, присутствует ли коуч в среде профессионалов.

VIII. СУПЕРВИЗИЯ

Регулярная работа с супервизором необходима любому человеку помогающей профессии. 

В процессе прохождения супервизии коуч осознает свои слепые зоны, неэффективные модели поведения, ограничивающие убеждения и внутренние конфликты. Это позволяет своевременно увидеть ошибки в работе, наметить зоны роста и составить план изменений. Если этого не сделать, то качество услуг со временем будет снижаться, ведь внутренние противоречия коуча будут переноситься во взаимодействие с клиентом.

Поэтому: поинтересуйтесь, участвует ли коуч в супервизиях и если да, то когда в последний раз это было.

IX. ПОСТОЯННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Путь профессионала – это постоянное развитие. Коучинг — сфера новая, динамично развивающаяся, поэтому без постоянной работы над собой невозможно достичь в ней мастерства.

Формы повышения мастерства:

  • посещение семинаров, мастер-классов, отраслевых конференций, форумов, мастерских, воркшопов;

  • изучение смежных дисциплин (психология, нейронаука и т.п.);

  • чтение литературы, знакомство с последними научными исследованиями;

  • написание книг, статей, обзоров;

  • и другое.

Поэтому: спросите коуча, когда он в последний раз учился. Если прошло больше года, поищите лучше другого.

Спросите коуча, когда он в последний раз учился

X. ПРАКТИКА. ПРАКТИКА. ПРАКТИКА.

ИТОГО: Как видите, хороший коуч должен одолеть 10 этапов, а в некоторых из них — жить постоянно. И это не та история, когда человек, пройдя краткосрочные курсы, идет «причинять добро» другим людям, занимается их мотивационной накачкой и учит «успешному успеху». Такую историю можно называть по-разному. Но это точно — не коучинг.

ЧЕК-ЛИСТ ПРОВЕРКИ КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА

  1. Спросите в какой школе он обучался, была ли это онлайн или оффлайн школа, и сколько месяцев длилось обучение.

    Правильный ответ: оффлайн, не менее 6 месяцев.

  2. Спросите: сколько часов практической отработки у коуча, присутствовал ли на тренировках супервизор.

    Правильный ответ: не менее 100 часов, присутствовал.

  3. Попросите коуча предъявить сертификат.

    Правильный ответ: сертификат есть и не один.

  4. Спросите у коуча, как он управляет своей карьерой. На чем он специализируется и как поддерживает навыки в выбранной специализации, с какой аудиторией работает, какими техниками пользуется, как ведет маркетинговую деятельность своих услуг.

    Правильный ответ: Даже если коуч просто ответит по каждому из этих пунктов, и ответы будут осмысленными — это уже хорошо.

  5. Спросите, работает ли коуч с наставником, и кто этот наставник.

    Правильный ответ: Да, работает. Или сам является наставником.

  6. Поинтересуйтесь, посещает ли коуч интервизионные группы, какие и как часто.

    Правильный ответ: Да, посещаю. Периодичность — не реже раза в месяц.

  7. Узнайте, в каких профессиональных сообществах, группах или клубах состоит коуч.

    Правильный ответ: Наличие минимум одной. Чем больше — тем лучше.

  8. Поинтересуйтесь, участвует ли коуч в супервизиях. Кто его супервизор, и когда последний раз была встреча/ как часто посещает супервизора.

    Правильный ответ: Наличие супервизора с именем. Последняя супервизия — не позднее 6 месяцев назад.

  9. Спросите у коуча как он поддерживает квалификацию: какие последние книги по своему ремеслу он читал, какие посещал мероприятия или мастер-классы, чем он еще интересуется помимо коучинга (например, психология, НЛП, корпоративный менеджмент и т.д.)

    Правильный ответ: Чем более развернутым будет ответ — тем лучше.

  10. Спросите у коуча, сколько у него часов реальной практики, работы с клиентами.

    Правильный ответ: Не менее 100 часов часов с реальными клиентами. Учебные часы — не в счет.

Начнем разговор?
Закажите звонок и я перезвоню Вам в ближайшее время!
«Вас цинично дурят - а вы не знаете». Как выбрать коуча и не пожалеть
zankovich.by