Эту фразу я когда-то услышала от Кристера Ферлинга в процессе обучения на программе для собственников «Развивай свой бизнес». С тех пор она стала моей, и я считаю, что спасла меня в штормах, через которые пришлось провести свой бизнес.
Как я понимаю это высказывание?
Обозначим границы: ДЕНЬГИ КОМПАНИИ НЕ РАВНО ДЕНЬГИ СОБСТВЕННИКА. В нашем обществе в целом с границами так себе, вот и путаем. И от этого много проблем. Деньги собственника - это то, что он забрал из бизнеса в качестве дивидендов и спрятал под подушку!
Реинвестированная в бизнес прибыль - это деньги компании. НЕ ВАШИ! Если не верите, то вам просто ни разу не блокировали расчетные счета. Кстати, когда они заблокированы, все равно нужно платить налоги, зарплаты и всяким там контрагентам.
Компания, бизнес всегда должна быть как спортсмен перед соревнованиями - в хорошей физической и психологической форме:
Слишком костлявая, полуголодная, обесточенная, без ресурсов - она, скорее всего, не добежит до финиша. Не верю в успех полудохлой клячи, уж извините.
Заплывшая жиром, откормленная - а зачем ей вообще куда-то бежать. В этих ситуациях слышим жалобы на сытых котов. Ну так посадите их на диету!
Поддерживать бизнес в хорошей спортивной форме - обязанность собственника. Поэтому регулярно срезаем жирок. Но аккуратно, чтобы не повредить мышцы и связки.
У меня была выработана ПОЛИТИКА ПО ДИВИДЕНДАМ. Хотя я была единственным собственником, но с собой договориться важнее всего. Если у вас несколько партнеров, то это соглашение - защита бизнеса от его же акционеров.
ЕЖЕКВАРТАЛЬНО считался коэффициент финансовой независимости по формуле «собственный капитал / активы». (Да-да, все же придется освоить финансовую грамотность и поставить управленческий учет).
Далее все просто:
коэффициент менее 25% - дивиденды не выплачиваются
25-40% - распределяется 30% чистой прибыли (ЧП)
40% и выше - 50% ЧП выплачивается в виде дивидендов
Проценты, формула могут быть совсем другие. Все зависит от бизнеса, финансовой модели и еще кучи факторов. Моя задача - показать, что должна быть СИСТЕМА принятия решений.
Деньги забираем и куда-либо прячем. Я рекомендую диверсификацию:
часть держим в самой ликвидной форме М0 и М1 - кеш, чеки и вклады до востребования. Я держала в этой форме деньги на 6 месяцев существования своей компании.
остальное, если осталось, можно разместить на срочные и сберегательные вклады, в сертификаты и государственные облигации. Ну или в менее ликвидные активы - недвижимость и т.п.
Заметьте, НЕ ТРАТИМ! Хоть и очень хочется. Трата не делает нас богатым собственником. На жизнь должна идти зарплата. Собственники, работающие у себя в компаниях, вы же платите себе зарплату?
Это то, что сидит в составе затрат и никакого отношения к дивидендам не имеет. У разных ролей - разная форма вознаграждения.
Работая с владельцами компаний, я часто встречаю путаницу в отношении к вознаграждению своего собственного труда.
Часть себе не платит вообще, довольствуясь тем, что останется . Как правило, у таких остаётся совсем немного - собственник зарабатывает меньше, чем некоторые сотрудники. Последствия - выгорание. Ибо нет понятного ответа на вопрос: «Для чего так упахиваться?»
У других нет границ между кошельками. Тогда отдых собственника на курортах ложится в затраты предприятия. И фиг поймешь, как там реально обстоят дела с эффективностью бизнеса. Показатели очень сильно искажены, ну или вообще не считаются. В этом случае бизнес периодически встречается с кассовыми разрывами. А это тянет за собой кучу проблем.
Хочу предложить свой подход к этому вопросу для самого популярного в наших широтах варианта - собственник является руководителем.
✅ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА. Если вы являетесь руководителем своего предприятия, то по сути сами себя нанимаете. Рабство давно отменено. Поэтому применяем такой же подход, как к любому наемному сотруднику. Убеждена, что размер и система оплаты своего труда должны быть такие, чтобы можно было хоть завтра на этих условиях найти себе замену. Без потери в качестве. Платите себе по рынку.
Зарплата руководителя является частью затрат предприятия. Если после этого в финансовом отчете убыток, поздравляю! Ваш бизнес убыточен, прекратите жить в иллюзиях и займитесь эффективностью.
✅ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД - часть чистой прибыли, распределяемая в качестве дивидендов. Это вознаграждение собственника.
Напомню, чистая прибыль - это разница между ВЫРУЧКОЙ предприятия и всеми-всеми его ЗАТРАТАМИ:
себестоимость проданных товаров и услуг
расходы на реализацию (логистика, реклама и т.д.)
административные затраты (аренда, зарплаты и т.д.)
амортизация
проценты по кредитам и займам
налоги.
Все, что осталось в итоге, и есть ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. И часть ее должна распределяться. Та часть, которая закреплена в политике по дивидендам.
При таком подходе бизнес имеет шанс выжить и работать эффективно. И относительно защищен от угроз. И когда случится очередной кризис (а он неизбежно случится), то у собственника будет ресурс, чтобы поддержать бизнес до лучших времён, пока кризис либо закончится, либо бизнес перестроится и адаптируется к новой реальности. И только при таких условиях - кризис это возможности. Если компания на грани выживания, то эта заезженная фраза никакого отношения к вам не имеет.