Как выбрать коуча?

Процесс выбора коуча, совместно с которым вы хотите двигаться к своим целям, условно можно разделить на две части:

  • Выбор специалиста – процесс отбора среди тех, кто называет себя коучем. Именно того, кто им, собственно, является. На постсоветском пространстве коучинг не является профессией. Поэтому ничего не мешает, прочитав одну книгу на эту тему, так себя называть. Потому что так модно, например. Часто встречаю мнение, что коуч – это тот, кто учит, тренирует, консультирует, мотивирует. Нередко коуча приравнивают к «инфоцыганам». Потребителю сложно найти качественное предложение. Сложно, но возможно.

  • Выбор своего специалиста. Здесь существует несколько аспектов: выбор коуча, который специализируется в той сфере, в которой у вас запрос (карьерный коучинг, бизнес-коучинг, финансовый коучинг, лайф-коучинг и т. д.); выбор человека, с которым вы сможете выстроить доверительные отношения.

Начнем с выбора специалиста, который работает именно в коучинговом формате, а не просто называет себя коучем. Речь пойдет о компетентности.

Что же может быть свидетельством компетентности коуча?

  • Образование. Человек, называющий себя коучем, должен пройти соответствующее обучение в школе с хорошим рейтингом. Еще лучше, если таких школ несколько. Обучение позволяет оказаться в профессиональной среде, получить знания, навыки, попрактиковаться, получить обратную связь от опытных в этой сфере людей. Результатом обучения должен быть сертификат, который подтверждает, что человек прошел сертификацию по стандартам одной из коучинговых ассоциаций.

  • Последующее повышение квалификации. Коучинг – направление молодое и динамично развивающееся. Поэтому наращивание мастерства, развитие своих способностей является обязательным для того, чтобы называться профессионалом. «Залог долгожительства в самообновлении». Поэтому, если коуч на протяжении нескольких лет нигде не учился, – это нехороший знак.

  • Личный клиентский опыт. Почувствовать, как этот метод работает на себе лично. Понять, что чувствует клиент, каковы его ожидания, потребности на разных стадиях сотрудничества.

  • Супервизия. Форма профессионального развития специалиста, в рамках которой он обсуждает свою работу с более опытным коллегой. Супервизор помогает более сфокусированным взглядом посмотреть на сложности в работе, замечает возможное нарушение профессиональных, личных, этических и иных границ, рекомендует шаги для развития, помогает пережить сложные чувства, дает поддержку.

  • Членство в профессиональных ассоциациях, клубах, сообществах.

  • Участие в отраслевых конференциях, форумах, фестивалях.

  • Наличие статей, интервью на профессиональную тематику.

  • Наличие собственных результатов. Чем больше вызовов было в жизни человека, чем больше изменений он прожил осознанно, тем большим опытом обладает. Мое сугубо личное мнение, что коуч должен быть старше 30 лет, потому что человек помоложе еще недостаточно проработан сам, что будет делать работу неэффективной.

  • Наличие результатов у клиентов. В коучинге с этим сложнее. Согласно профессиональному этическому кодексу клиенту гарантируется полная конфиденциальность. Поэтому отзывы, кейсы из практики становятся доступными только в случае его согласия. А далеко не все хотят огласки или даже анонимного рассказа о своей работе со специалистом. Кроме того, не все зависит от коуча. Ответственность за очень многие вещи лежит на клиенте. Как бы хорошо не отработал специалист, если клиент ничего не делает по составленному плану, то ни о каких результатах не может быть и речи. Тем не менее, обычно часть клиентов оставляет отзывы о работе коуча и с ними можно ознакомиться.

Выбор своего коуча

Начнем с того, что выбор специалиста во многом зависит от того, с каким запросом (целью) вы хотите работать, ведь понятие специализации есть и в этой сфере. Условно можно выделить 2 большие группы:

  • Коучи, которые работают с бизнес-запросами (коучинг в бизнесе);

  • Коучи, которые специализируются на аспектах личной жизни (лайф-коучинг).

Это разделение условно. Когда работаешь с людьми, как правило, затрагиваются все аспекты жизни. Техники и инструменты коучинга одинаковые для любой сферы. Хороший специалист должен быть экспертом в коучинге, а не в маркетинге или воспитании детей, ведь метод не предполагает обмена опытом, экспертной позицией, консультирования или советов. Задача – стимулировать осознанность у клиента и его готовность взять на себя ответственность за изменения.

Однако, я склонна думать, что коуч должен иметь определенный бэкграунд, в той сфере, в которой у вас запрос. Если ваши цели связаны, например, с масштабированием бизнеса, то логичнее будет обращаться к тому, кто имеет профессиональный опыт, знания и компетенции в бизнесе. Так коучу будет легче понять, в какой реальности вы живете, подобрать более подходящие техники и вопросы. Он будет говорить с вами на одном языке.

В тоже время я бы не рекомендовала брать коуча, ранее работающего непосредственно в вашей отрасли. Например, у вас фармацевтическая компания. Тогда лучше брать специалиста, ранее работающего с продуктами питания или стройматериалами. Это снизит вероятность того, что коуч будет включаться воспоминаниями, личным опытом, экспертным мнением. Больше будет сосредоточен на том, чтобы помочь вам найти новые возможности.