Формула успешных изменений, предложенная Робертом Ф. Якобсом (Robert F. Jacobs):
С = A x B x D > X
где C — вероятность успешности изменения,
A — неудовлетворенность существующим положением дел,
B — четкое изложение того состояния, которое должно наступить после перемен,
D — конкретные первые шаги к цели,
X — стоимость проведения изменений.
Эта формула показывает влияние следующих факторов: необходимости изменений, ясности конечных целей и конкретных шагов к их достижению.
А. Довольно часто ко мне в коучинг приходят клиенты с неявным запросом. Человек чувствует, что что-то идет не так, а что именно - не совсем понимает. Это выражается чувством неудовлетворенности, переполненности, напряжения. Есть жалобы на отсутствие мотивации, прокрастинацию, выгорание, деспрессивные состояния, отсутствие удовольствия, желаний, усталость. Эти симптомы мне всегда говорят о том, что пришло время перемен.
Такой период эмоционально проживается достаточно тяжело. Особенно, если человек успешный, деятельный, много чего достиг. Сильным людям тяжело оказываться в уязвимом положении, быть незнающим, несколько запутанным. Кстати, это одна из причин, почему работа с коучем часто скрывается от всех.
И это важная точка для изменений. Без некоторой доли отчаяния, чувства безысходности или хотя бы неуверенности они попросту невозможны. Привычный уклад, автоматизмы и привычки победят.
В. Первая встреча с коучем - это всегда коуч-сессия целеполагания. Мы знакомимся, человек рассказывает о текущем контексте и о том, что его не устраивает, к чему он хочет прийти.
Видение - подробное и очень конкретное, четкое - того состояния, которое должно наступить после перемен, очень важно! Это и мотивация, и фокусировка, и вектор для движения, и компас для сверки. Цель дает представление о том, насколько человеку станет лучше, если он реализует изменения. Ради чего это все делается.
D. Первые шаги и первые успехи убеждают, что продвижение к цели не только возможно, но уже происходит, принося положительные результаты.
Крайне важно выйти из мира фантазий в мир действий. Часто это откладывается, объясняя тем, что нужно больше просчитать, спланировать, оценить, продумать, еще пойти поучиться, обрасти знаниями, компетенциями. За всем этим, как правило, стоит страх и сопротивление изменениям.
На этом этапе задача коуча - дать клиенту поддержку, найти и устранить препятствия, помочь войти в ресурсное состояние, чтобы обрести силы для реализации задуманного. Иногда поддержка больше похожа на пендель
X. И последний показаль - стоимость перемен. Речь не только про деньги. Это время, энергия, волевые усилия, преодоление сопротивления системы (например, подчиненных). Если стоимость проведения изменений не оправдана с точки зрения соотношения затрат ресурсов к полученным результатам, то вероятность их успеха близка к нулю.
По этой причине бывает такое, что после оценки ресурсов - необходимых и имеющихся - клиент отказывается от цели. Она для него оказывается не столь значимой, чтобы инвестировать в нее. И это важно понять как можно раньше.
Эта формула универсальна. Она работает независимо от того, речь идет об одном человеке или бизнесе в целом. А также того, о какого рода изменениях идет речь: реструктуризации бизнеса, внедрении CRM, смене работы или похудении на 5 килограмм.