Инструменты коучинга

Справочно: инструмент (лат. instrumentum – орудие) – предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта (источник: Википедия).

Целью коучинга является достижение клиентом осознанности в разрезе той задачи, которую он хочет решить с помощью индивидуального коуча. А также принятие на себя ответственности за достижение результата. Это состояние, когда человек:

  • Понимает, что хочет изменить, какую задачу ему нужно решить и к каким результатам он желает прийти – это желаемое состояние или цель;

  • Осознает, какими ресурсами он уже обладает, а чего на данный момент нет;

  • Видит препятствия на своем пути и знает, как их преодолеть;

  • Имеет план, каким образом он будет достигать цели. Берет за это ответственность. То есть план содержит те действия, шаги, которые находятся в зоне влияния человека. Цель вдохновляет, и человек замотивирован приложить усилия для ее достижения.

Полезным эффектом коучинга является достижение клиентом цели, редко – осознанный отказ от нее. Безусловно, при условии реализации человеком намеченного плана при активных действиях. Без них самый профессиональный и эффективный специалист бессилен. При этом коуч не дает советов, рекомендаций, не делится экспертизой и собственным опытом. 

Встает закономерный вопрос о том, какие же тогда инструменты используются карьерным консультант-коучем для того, чтобы оказывать целевое воздействие на клиента, чтобы тот достиг своей цели?

Хочу сразу разделить понятия «инструмент» и «техника». Техник в коучинге очень много. Они всегда подбираются под конкретный запрос клиента. Здесь все очень гибко, не может быть никаких домашних заготовок – выбор техники осуществляется непосредственно в процессе взаимодействия, во время встречи. Чем больше в арсенале специалиста освоенных техник, тем более точно он может подобрать подходящую и тем он ценнее.

Основных же инструмента два. Они применяются во всех техниках, независимо от того, с каким запросом приходит клиент. 

Универсальные инструменты коучинга:

  • Вопросы (самый главный инструмент коуча);

  • Обратная связь.

Вопросы

В коучинг клиент приходит с целью получить ответы на свои вопросы. Однако у коуча ответов на них нет, ответы есть у самого клиента.

Задача специалиста состоит в том, чтобы задать такой вопрос, который позволит клиенту всерьез задуматься и в итоге по-другому посмотреть на свой опыт и свои ресурсы. Вопросы являются тем фонариком, который освещает темные уголки сознания клиента. Хороший вопрос высветит те места, о которых клиент не задумался ранее, позволит посмотреть на знакомые вещи совсем с другого ракурса. И в итоге найти ответ.

Мастерство коуча в умении задавать сильные вопросы – те, что бьют в самую цель. Именно они приводят к инсайтам у клиента.

Второй аспект – сильный вопрос должен быть задан вовремя. Ибо если клиент не готов к нему, он его проигнорирует. Если же клиент уже продвинулся дальше, то вопрос будет неактуален.

Именно вопросы обеспечивает ту самую осознанность, которая является одной из целей коучинга.

Обратная связь

Обратная связь – не менее важный инструмент коучинга.

Коуча часто сравнивают с зеркалом, а зеркало – это то, что отражает, не внося ничего своего. И в первую очередь оценок.

Коуч не ставит диагнозы, не оценивает, не рассуждает в понятиях «хорошо/плохо», «правильно/неправильно». Задача – увидеть что-то и вернуть это клиенту в нейтральной форме.

В процессе работы с клиентом со стороны видишь, что один и тот же стиль поведения, сценарий, модель повторяется у него в разных ситуациях. И это, возможно, приводит к определенным последствиям.

Коуч может сказать клиенту о своем наблюдении, сформировать гипотезу, что имеется связь между определенными действиями и определенными результатами. Подчеркну: это гипотеза. Коуч не знает, так ли это на самом деле. Это будет решать клиент.

При этом обратная связь должна даваться по определенным правилам. Например, быть описательной, а не оценочной; быть конкретной, а не общей; должна быть направлена на то, что находится в зоне влияния человека, на то, что он может изменить; должна даваться касательно будущего, а не прошлого. Об обратной связи Вы можете почитать в моем блоге.

В коучинге есть и другие инструменты. Задача этой статьи была познакомиться с основными.

Инструменты коучинга
zankovich.by