Инструменты коучинга

Справочно: инструмент (лат. instrumentum — орудие) — предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта (источник: Википедия).

Целью коучинга является достижение клиентом осознанности в разрезе той задачи, которую он хочет решить с помощью коуча. А также принятие на себя ответственности за достижение результата. Это состояние, когда человек:

  • понимает, что хочет изменить, какую задачу ему нужно решить и к каким результатам он желает прийти –это ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ или ЦЕЛЬ;

  • осознает, какими РЕСУРСАМИ он уже обладает, а чего на данный момент нет;

  • видит ПРЕПЯТСТВИЯ на своем пути и знает, как их преодолеть;

  • имеет ПЛАН, как он будет достигать цели. Берет за это ответственность. То есть план содержит те действия, шаги, которые находятся в зоне влияния человека. И цель его вдохновляет. Он замотивирован прилагать усилия для ее достижения.

Полезным эффектом коучинга является достижение клиентом цели, редко – осознанный отказ от нее. Безусловно, при условии реализации человеком намеченного плана, при активных действиях. Без них самый профессиональный и эффективный специалист бессилен.

При этом коуч не дает советов, рекомендаций, не делится экспертизой и собственным опытом. Встает закономерный вопрос о том, какие же тогда инструменты используются коучем для того, чтобы оказывать целевое воздействие на клиента, чтобы тот достиг своей цели.

Хочу сразу разделить понятия «инструмент» и «техника». Техник в коучинге очень много. Они всегда подбираются под конкретный запрос клиента. Здесь все очень гибко, не может быть никаких домашних заготовок - выбор техники осуществляется непосредственно в процессе взаимодействия, во время встречи. Чем больше в арсенале специалиста освоенных техник, тем более точно он может подобрать подходящую и тем он профессиональней.

Основных же инструмента два. Они применяются во всех техниках и независимо от того, с каким запросом приходит клиент. Это:

  • Вопросы

  • Обратная связь

ВОПРОСЫ

Самый главный инструмент коуча.

В коучинг клиент приходит с целью получить ответы на свои вопросы. Однако у коуча ответов на них нет, ответы есть у самого клиента.

Задача специалиста состоит в том, чтобы задать такой вопрос, который позволит клиенту всерьез задуматься и в итоге по-другому посмотреть на свой опыт и свои ресурсы. Вопросы являются тем фонариком, который освещает темные уголки сознания клиента. Хороший вопрос высветит те места, о которых клиент не задумался ранее, позволит посмотреть на знакомые вещи совсем с другого ракурса. И в итоге – найти ответ.

Мастерство коуча в умении задавать сильные вопросы – те, что бьют в самую цель. Именно они приводят к инсайтам у клиента.

Второй аспект – это то, что сильный вопрос должен быть задан вовремя. Ибо если клиент не готов к нему, он его проигнорирует. Если же клиент уже продвинулся дальше, то будет неактуален.

Именно вопросы обеспечивает ту самую осознанность, которая является одной из целей коучинга.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Не менее важный инструмент коучинга.

Коуча часто сравнивают с зеркалом. А зеркало — это то, что отражает, не внося ничего своего. И в первую очередь оценок.

Коуч не ставит диагнозы, не оценивает, не рассуждает в понятиях «хорошо/плохо», «правильно/неправильно». Задача: увидеть что-то и вернуть это клиенту в нейтральной форме.

В процессе работы с клиентом со стороны видишь, что один и тот же стиль поведения, сценарий, модель повторяется у него в разных ситуациях. И это, возможно, приводит к определенным последствиям.

Коуч может сказать клиенту о своем наблюдении, сформировать гипотезу, что имеется связь между определенными действиями и определенными результатами. Подчеркну: это гипотеза. Коуч не знает, так ли это на самом деле. Это будет решать клиент.

При этом обратная связь должна даваться по определенным правилам. Например, быть описательной, а не оценочной; быть конкретной, а не общей; должна быть направлена на то, что находится в зоне влияния человека, на то, что он может изменить; должна даваться касательно будущего, а не прошлого. Об обратной связи Вы можете почитать в моем блоге.

В коучинге есть и другие инструменты. Задача этой статьи была познакомиться с основными.