Допустим, вы нашли бизнес-коуча, который вас удовлетворил по своей компетентности и специализации. Что же дальше? А дальше самое важное: встреча с ним для того, чтобы познакомиться и понять следующее:
Комфортно ли вам работать с этим человеком?
Подходите ли вы друг другу?
Сможете ли вы довериться ему?
Обычно для этих целей коучи предлагают встретиться на установочной сессии. Это встреча, на которой нет еще как таковой коучинговой работы, но есть рассказ коуча о методе, о себе, ответы на волнующие клиента вопросы, прояснение запроса, разговор о правилах и условиях сотрудничества. Обычно такая встреча длится 40-50 минут и не оплачивается. При этом она ни к чему не обязывает клиента.
Соответствие слов и поведения. Доверие создается поведением. Если коуч говорит о высоких ценностях, культуре взаимного уважения и доверия, а сам при этом скандалит при каждом удобном случае в своем аккаунте в социальных сетях или опаздывает на встречу с вами на полчаса, то такое поведение принято называть неконгруэнтным. То есть слова и действия расходятся. Поэтому опирайтесь в первую очередь на поступки, а не на красивые лозунги.
Отсутствие оценочного суждения. Основная характеристика коуч-позиции – это безоценочность. Профессионал не возьмет на себя роль судьи, не будет говорить о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет. Да, как и у любого человека, у него есть мнение по большинству вопросов, но он не должен исходить из позиции, что только оно является правильным.
Честность и открытость. Способность человека называть вещи своими именами. Демонстрация цельности – нет впечатления камня за пазухой, нет манипуляций и искажения фактов. Открытое обсуждение трудных тем, отсутствует нивелирование реальных проблем.
Уважение к самому себе и другим людям. Начиная от пунктуальности и манеры общения, заканчивая отсутствием рассказов, как у вас ничего не получится, если не купите его услугу. Профессионал уважает и верит в своего клиента, в то, что у него есть все ресурсы, необходимые для достижения цели. В тоже время он обладает уверенностью в себе, самоуважением.
Дает доброжелательную развивающую обратную связь. Некоторые «специалисты» формат работы «обратная связь клиенту» воспринимают как получение права рассказать клиенту обо всем, что с ним «не так», причем не особо подбирая тон и выражения. Если у вас возникает желание защищаться, оправдываться – это критика, а не обратная связь.
Дается директивным тоном, через «ты»-высказывания, с позиции сверху, у клиента возникает желание оправдываться;
Носит оценочный, а не описательный характер;
Не обоснована конкретными аргументами и доводами;
Акценты делаются только на «ошибках», а то, что позитивно – не подкрепляется;
Оценивается не конкретная ситуация, а все поведение или личность в целом, используются слова «всегда», «никогда» и т. д.;
Фокус делается на прошлое и настоящее, а не на будущее. Это запускает защитные реакции у клиента;
Игнорирование признаков несогласия;
Не связана с запросом;
Дается без предварительного получения согласия на нее.
Помните! Стандартов профессии коуча в Минске в нашем законодательстве нет, как нет и самой профессии. На сегодняшний день это саморегулируемая профессия, и все большее количество людей и организаций предлагают услуги, не обучаясь этому, не состоя в профессиональных ассоциациях, а, соответственно, не разделяя их этических принципов и квалификационных требований. А это означает, что вам как клиенту нужно быть особенно внимательным к выбору коуча, которому вы планируете доверить значимые для вас вещи.